Чем профессиональный фотоаппарат отличается от любительского?

Мнение, что настоящий мастер и ведром с дырочкой снимет, кажется, родилось во времена пластиночной фотографии, и намекает на пинхол – камеру с объективом совсем без линз, в виде очень маленькой дырочки, сквозь которую свет попадает на светочувствительную поверхность, эдакую камеру-обскуру с регистратором.

Чтобы избежать обсуждения дефиниции «профессиональный», допустим, что под этим термином мы будем понимать удовлетворяющую как минимум одному из двух условий фотографию: за которую клиент готов заплатить адекватную сумму и воспринимаемую большим абстрактным сообществом фотографов как качественную и не позорящую цех.

Истина, как обычно, «где-то посередине». Снять камерофоном или цифромыльницей настоящий шедевр, конечно, можно. Но далеко не всегда. Поэтому давайте разберемся, какие именно показатели цифрового фотоаппарата влияют на его принадлежность к категории профессионального фотооборудования и насколько они важны для рядового покупателя.

Объективные количественные показатели

Размер изображения в пикселах. Все зависит от задачи. Для «глянцевой» полиграфии нужен формат до А3, две привычные страницы, именуемые разворотом. Нехитрый расчет показывает, что это примерно 12х17 дюймов, следовательно, 3600х5100 пикселов. Выходит чуть больше 18 мегапикселов. Все что больше это, конечно, здорово, есть возможность кадрирования, но каждый дополнительный мегапиксел обходится весьма дорого, поскольку его нужно хранить (цена дискового пространства), обрабатывать (цена оборудования соответствующего класса), а еще иногда передавать по каналам связи или просто дожидаться окончания копирования/открытия/сохранения файла.

Да, есть коммерческие отпечатки размером 30х40 дюймов, т.е. примерно 70х100 см, это интерьерные работы, соответственно, они не предназначаются для просмотра с расстояния вытянутой руки и могут печататься с меньшим, например, 150 точек на дюйм, разрешением. Даже при этих условиях получается где-то 27-30 мегапикселов.

Бывают весьма редкие случаи, когда для оформления действительно дорогих магазинов используются большие отпечатки с разрешением 300 точек на дюйм, но это, скорее, исключение, из мира рекламы косметики или драгоценностей.

Вывод прост: любая современная цифровая камера с точки зрения размеров изображения является вполне профессиональным инструментом общего назначения.

Если вы счастливый обладатель 4К-телевизора, или собираетесь его купить, то наверняка знаете, что картинка там примерно 8 мегапикселов, соответственно есть техническая возможность выкадровки даже из кадра, снятого в вертикальной ориентации аппаратом от 18 мегапикселов.

Диапазон чувствительности ISO. Чувствительность повышают если света мало. Студия позволяет создать почти любую световую картинку достаточной яркости, пусть не всегда постоянными источниками, но импульсными уж точно. Соответственно, для студии хорошая работа на высоких значениях ISO не играет заметной роли.

Зато этот показатель важен при съемках на природе и в обычном помещении. Однако от репортажных и жанровых кадров некто не ожидает «студийного» качества, напротив, определенный шарм придают изъяны в виде контролируемых фотографом размытости, шума и т.п. Картинка воспринимается живой, а не постановочной.

Безусловно, бывают авторские задумки или ситуации, когда требуется сделать, например, портрет при свечах или снять быстро передвигающихся животных с телеобъективом. Но это тоже исключения.

Если аппарат дает приемлемые результаты при ISO 3200, его следует назвать хорошим. ISO 6400 – отличным. Современные профессиональные камеры топ-класса позволяют устанавливать ISO 12800 и даже 25600, не опасаясь получить малопригодное изображение.

Количество кадров от одного заряда аккумулятора. В силу технических причин беззеркальные камеры пока уступают зеркальным по количеству кадров, которые можно отснять на одном заряде аккумулятора, причем разница в разы.

При разумном использовании современные беззеркальные аппараты готовы сделать как минимум две сотни кадров, иногда – четыре. Много это или мало? Даже в насыщенных туристических поездках – достаточно, если перед нажатием на кнопку “Спуск” думать. Профессионалы решают такие проблемы просто: приобретают нужное количество запасных аккумуляторов. Любители иногда поступают также, но чаще все же заряжают батареи в часы отдыха, благо даже для переносных солнечных батарей можно найти подходящий инвертор.

Минимальная выдержка. Считается, что для профессионалов нужна выдержка 1/8000. Действительно, иногда она используется, например, при съемке портретов при открытой диафрагме при ярком освещении или при фотографировании быстротекущих событий. Для большинства ситуаций хватает 1/4000, а это умеют практически все современные аппараты.

В беззеркальных аппаратах кроме механического стал внедряться электронный затвор. Он обеспечивает феноменально короткие, не доступные в зеркальных камерах выдержки, например, 1/32000 в Х-серии Fujifilm. Платой за несовершенство технологии является геометрическое искажение движущихся объектов, тем более сильное (и, к сожалению, неисправимое в графических редакторах), быстрее перемещаются они в поле кадра и чем короче выдержка.

Ресурс затвора и механическая прочность корпуса. Когда производитель выпускает аппарат для коммерческого использования, одним из ключевых параметров является его ресурс. В цифровой технике это механизм затвора, отмеряющего выдержку. 100 тысяч срабатываний, таков сегодня порог вхождения в высшую профессиональную лигу. Он важен прежде всего для репортажных задач, когда за один съемочный день фотограф может сделать 1000-1500 кадров. Не удивляйтесь четырехзначным цифрам, благодаря скорострельности и сериям по 10-15 кадров это сто сюжетов.

В отличие от пленочной, цифровая техника имеет свойство морально устаревать быстрее, чем ломаться механически

Ресурс затвора – показатель теоретический, зачастую реальный «пробег» достигает 200 тыс. срабатываний. В отличие от пленочной, цифровая техника имеет свойство морально устаревать быстрее, чем ломаться механически.

Профессиональный фотограф отличается от любителя тем, что на любой съемке имеет в кофре запасную камеру, ведь от поломки не застрахован ни один, пусть и самый лучший, аппарат. Для профессионалов, пользующихся техникой Canon и Nikon, существуют специальные программы сервисного обслуживания, включающие приоритетную очередь при ремонте, гарантированные и короткие сроки поставки запасных частей, выдачу оборудования из подменного фонда на время ремонта и т.д.

Объективно/субъективные показатели

Динамический диапазон. Это один из самых трудных для оценки параметров, поскольку сухие цифры не способны описать нюансы. Вместе с объективом, динамический диапазон напрямую определяет, насколько плавно и естественно передаются тональные переходы. А ведь в портрете, особенно женском, пластика и точность контраста – едва ли не главные составляющие.

Размеры матрицы. Считается, что чем больше матрица, тем лучше качество картинки. Отчасти это правда, поскольку большая площадь светоприемника улавливает больше фотонов, соответственно, точность преобразования возрастает, а паразитные сигналы не нужно слишком усиливать для достижения требуемой яркости. Отчасти – нет, поскольку многое зависит от реализации и других компонентов аппарата.

Однако большая матрица не всегда однозначный плюс. Во-первых, ей требуются большие по размерам (и массе) объективы, а значит они дороже как минимум из-за расхода материалов. Во-вторых, глубина резкости на большой матрице меньше, чем на маленькой, а значит при фотографировании сцены, задуманной автором как резкая, приходится сильнее закрывать диафрагму, что требует увеличения чувствительности или выдержки. Наконец, для большой матрицы проще создавать широкоугольную оптику, а вот телеобъективы получаются весьма громоздкими и тяжелыми.

Сейчас на массовом рынке доминируют три размера матриц для камер со сменной оптикой: так называемая полнокадровая (примерно 24х36 мм), APS-C (примерно 17х24 мм) и Micro 4/3 (примерно 13х17 мм). Исторически сложилось, что профессионалы предпочитают полный кадр и APS-C, однако Micro 4/3 имеет хорошие перспективы у путешествующих фотографов, поскольку и аппараты, и объективы меньше и легче.

Тип и характеристики видоискателя. Сегодня на фоторынке присутствуют три типа видоискателей – оптический, электронный и гибридный. Оптический ассоциируется с зеркальными аппаратами, электронный – с беззеркальными, а гибридный это изобретение Fujifilm, встречающееся в их «дальномерных» беззеркальных камерах с несменным объективом.

Считается, что оптический видоискатель лучше, поскольку только он способен отобразить мир в реальном масштабе времени. Это правда. Для тех, кто снимет спорт, некоторые виды репортажа и дикой природы пока альтернативы нет. Но принцип работы видоискателя не определяет качество его материальной реализации. В результате получается, что в недорогих зеркальных камерах фотограф видит 95% площади будущего кадра, причем картинка темновата, а навестись вручную на резкость бывает сложно: экран рассчитан на поиск композиции, а не на фокусировку. Другими словами, недостатки существенно омрачают радость обладания достоинствами.

Электронный видоискатель имеет один существенный изъян: чтобы отобразить на нем картинку, ее нужно сначала оцифровать матрицей, а затем обработать. Лучшие экземпляры практически избавились от задержки при хорошем освещении благодаря технологии параллельного считывания/отображения, т.е. фотограф видит картинку по мере ее обработки, а не после окончания полного цикла считывания. При слабом освещении заметны задержки в отображении быстро движущихся объектов, но и снимать их при таких условиях вряд ли целесообразно.

Зато у электронного видоискателя много достоинств. Он может показать, как будет выглядеть кадр при выбранных настройках (и по яркости/контрастности, и по цвету и по резкости). Он способен усилить яркость сцены при съемках в условиях недостаточной освещенности при длинной выдержке – это помогает проверить точность фокусировки или навестись на резкость там, где фазовые датчики пасуют. Он активно помогает фотографу при ручной наводке на резкость, например, подсвечивает контрастные края объектов. Ничего подобного (за исключением резкости, но без покупки фокусировочного экрана с микропризмами или клиньями не обойтись) оптический видоискатель не умеет.

Получается, что за неким исключением оптический видоискатель, особенно в своей бюджетной ипостаси, отнюдь не является атрибутом настоящей профессиональной камеры. Любительский аппарат, в котором использована панель с миллионом и более элементов изображения в электронном видоискателе будет как минимум не хуже в распространенных съемочных ситуациях.

Скорость и точность работы автофокуса. К сожалению, формальные оценки, в том числе и производителей, заявляющих «0,06 доли секунды» мало помогают, поскольку слишком много факторов влияет на скорость. И никто не может гарантировать, что в схожей, но чуть-чуть отличающейся ситуации будет достигнут аналогичный результат.

Профессиональные репортажные камеры (их отличает относительно небольшое число мегапикселов, зато скорости серийной съемки высокие) научились удерживать в фокусе достаточно быстро передвигающиеся по полю кадра объекты, например, гонщика-велосипедиста, едущего на фотографа. Другими словами, они способны перефокусироваться между кадрами в серии, и это один из важнейших (для снимающих подобные сюжеты) показателей.

Аппараты для любителей весьма близко подошли к профессиональным по скорости и точности фокусировки в «обычных» съемочных ситуациях, однако пока проигрывают им когда дело доходит до спорта и прочих «быстрых» сюжетов.

Объектив

Все вышеперечисленное относилось к важному, но не доминирующему компоненту – собственно аппарату, а теперь настало время уделить внимание оптике, которая создает ту самую картинку, оцифровкой которой занимается электроника.

При сегодняшнем уровне развития инженерной мысли, элементарной базы и алгоритмов обработки данных во многих случаях именно от возможностей объектива и качества их реализации зависит технический уровень кадра. Учтите также, что цифровые фотоаппараты морально устаревают за пару-тройку лет, а вот объективы можно передавать по наследству.

Да, это означает, что вместо покупки очень дорогой камеры с бюджетным объективом лучше приобрести аппарат средней ценовой категории, а сэкономленные деньги вложить в оптику.

При сегодняшнем уровне развития инженерной мысли, элементарной базы и алгоритмов обработки данных во многих случаях именно от объектива зависит технический уровень кадра

Скорее всего, она будет светосильнее бюджетной, что позволит лучше изолировать объект съемки, отделяя его от фона контрастом резко-нерезко, либо устанавливать меньшую чувствительность, снижая шум и расширяя динамический диапазон, либо укорачивать выдержку, «замораживая» движение в кадре.

Во многих случаях скорость автоматической наводки на резкость повысится, и не только из-за лучших моторов. Дополнительный свет дает больше информации и фазовым датчикам и системе оценки контрастности.

Но самое главное – многие профессиональные объективы характеризуются рисунком, алхимической смесью резкости, контрастности, плавности переходов, пластикой изображения.

* * *

Никакая самая продвинутая аппаратура не заменит мастерство фотографа. Электроника способна точно измерить экспозицию, однако она не представляет, что из подлежащего оцифровке важно, а что – нет. Именно фотограф строит кадр, подбирая выразительные средства для реализации своего замысла. Обучение и постоянная практика позволяют мастеру понять ограничения аппарата и либо обойти их, либо умело использовать. Впрочем, любой фотограф рано или поздно сталкивается с задачей, которую невозможно решить имеющейся у него техникой. И тогда он покупает недостающее.

Источник:  e-katalog